• Петербург помнит о Ленинграде. Во всеуслышание горожане заявляют об этом в годовщину полного освобождения города на Неве от фашистского плена. 25 января в Доме журналиста представили проект «Мосты осажденного города». К годовщине прорыва блокады Архивный комитет Санкт-Петербурга и компания «Мостотрест» собрали материалы о переправах Ленинграда того времени.

    «Когда кольцо блокады сомкнулось, начались арт-обстрелы, а первыми целями для падающих бомб стали мосты, - рассказала начальник пресс-службы «Мостотреста» Александра Оноприйчук. - У нас есть карта разрывов фугасных бомб и арт-снарядов в Куйбышевском, ныне Центральном, районе. На ней очень много точек».

    Чтобы избежать полного разрушения переправ, сотрудники «Мостотреста» прибегали к различным ухищрениям: например, многие мосты были задекорированы – им придавали вид уже разрушенных. Это позволило сохранить навигацию. Вопреки распространенному мнению, в Ленинграде мосты не прекращали разводить, только делали это не в ночное время, как сейчас, а днем.

    В фокусе внимания историков оказалась еще одна неочевидная функция мостов – во время войны они помогали в уборке сугробов. Растапливать снег, также как и вывозить на окраины, означало бы тратить драгоценное топливо. В итоге было принято решение осадки со всего города накапливать на мостах, а оттуда скидывать в Неву.

    Эти и другие факты впервые были собраны в масштабную летопись. Среди уникальных свидетельств 51 фотография и 94 документа: подлинные журналы боевых действий, графики развода мостов во время блокады и хроника восстановления переправ.

    «Тема этого проекта для нас очень важная, мы подходили к ней с разных точек зрения, - подчеркнула куратор проекта от Архивного комитета Санкт-Петербурга Анастасия Конохова. - Мост формирует облик города, увидев только одно подобное сооружение, можно понять, где находишься».

    Так во время блокады были спасены знаменитые «кони Клодта» на Аничковом мосту. Чтобы сохранить их для потомков, было решено закопать скульптуры в землю. Перед этим «коней» покрыли специальным составом и защитными мешками. Но, как выяснилось, в первую блокадную зиму земля промерзла настолько, что практически не поддавалась инструментам. Две фигуры остались на поверхности, но тщательно охранялись.

    За такой самоотверженный труд все сотрудники «Мостотреста» в Ленинграде были освобождены от службы, при этом их паёк приравнивался к боевому. Поэтому инженеры и ремонтники могли кормить не только себя, но и свои семьи.

    Узнать больше о проекте «Мосты осажденного города», а также ознакомиться с документами, можно на сайте «Мостотрест»: mostotrest-spb.ru


    Текст: Новости Красногвардейского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Красногвардейского района Санкт-Петербурга
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5