• Пороховское кладбище не назовешь особенно известным или престижным. На нем не так много захоронений знаменитых людей. Да и лежит оно в стороне от основных экскурсионных маршрутов Санкт-Петербурга и его окрестностей. Зато это одно из немногих «профессиональных» кладбищ в нашем городе. В XIX веке в общих могилах на этом кладбище хоронили пороходелов и артиллеристов, которые погибли при взрывах на Охтинском заводе и на артиллерийских полигонах. XX век внес свои жуткие коррективы в устоявшуюся погребальную практику. В годы Великой Отечественной войны в братских могилах на Пороховском погребали не переживших блокаду ленинградцев и павших участников обороны города.

    Нужно понимать, что в осажденном Ленинграде захоронение умерших и погибших было сложнейшей проблемой. «Сейчас умереть гораздо легче, чем похоронить», – записал в своем блокадном дневнике 13 декабря 1941 года востоковед Александр Болдырев. (Дневник Александра Николаевича впоследствии был издан под названием «Осадная запись».) Смертность в городе стремительно росла, и уже в конце 1941-го трест «Похоронное дело» не справлялся с погребением покойных.

    Морги были переполнены. К кладбищам тянулись вереницы людей, которые везли тела своих родных в детских колясках, на ручных тележках, тачках, санках и просто на кусках фанеры. Рядом с кладбищами скапливалось множество незахороненных трупов. Покойники лежали в домах, во дворах, на улицах, в парках. Ослабевшие от голода родственники и соседи зачастую просто физически не могли доставить их на кладбище. Нередко люди умирали прямо под открытым небом. Специальные команды собирали трупы и на автомашинах отвозили в морги и на кладбища. Гробов не хватало. Поначалу их делали самостоятельно, сколачивая из подручных материалов. Но силы людей иссякали, всё, что могло гореть, использовалось как топливо, поэтому самодельные гробы вскоре заменило пеленание.

    К концу 1941 года индивидуальные захоронения стали производиться всё реже и реже. Усопших массово хоронили в общих могилах. Траншей, которые были вырыты на специально отведенных земельных участках (в том числе при нескольких кладбищах города) летом и осенью, оказалось мало. Зимой 1941–1942 годов для братских захоронений пришлось копать новые траншеи. К работам привлекли бойцов МПВО и 4-го полка НКВД, рабочих и служащих.

    На Пороховском кладбище площадка братских захоронений военных лет примыкает к улице Красина. Это безымянные могилы. Именные находятся в разных частях кладбища. Те и другие отмечены очень скромными надгробными памятниками. Среди них выделяется, пожалуй, лишь полированная колонна, которая установлена над могилой четырех летчиков 125-го скоростного бомбардировочного авиационного полка, павших в боях 5 октября 1941 года. Далеко не все братские захоронения периода Великой Отечественной войны на Пороховском охраняются государством. Но все они заслуживают внимания и заботы тех, кому посчастливилось жить в непокоренном городе на Неве.


    Текст: Новости Красногвардейского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Красногвардейского района Санкт-Петербурга
    Разделы:
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4