• Знаменитый живописец Кузьма Петров-Водкин (1878–1939) впервые попал в Санкт-Петербург маленьким ребенком. По всей видимости, ему было в то время около трех лет. «Петербургский» период жизни семьи Петровых-Водкиных пришелся на начало 1880-х и был связан главным образом с Малой Охтой. Эту территорию художник описывает в своей автобиографической повести «Хлыновск», в главах «Охта – Пустая улица» и «Казармы». Здесь будущий художник провел два года.

    Застройка Большой и Малой Охты в то время была преимущественно деревянной и малоэтажной. Охта являлась пригородом Санкт-Петербурга и вид имела вполне провинциальный, если не сказать захолустный. При этом тут царил вольный дух, в домах пахло кофе (его полюбила мать художника Анна Пантелеевна), а местные жители отличались деятельным характером. Особых успехов охтяне добились в ремеслах: «Столяры и швеи были славою Охты. И справедливость требует отметить: у охтинцев был свой стиль». Вещи, созданные на Охте, будь то мебель или одежда, «выдавали себя и назывались “охтинским шиком”».

    Кузьма и его мать нашли пристанище в мезонине деревянного, покачнувшегося от старости дома, который был расположен в районе дома 12 по Малоохтинскому проспекту, на тогдашней Пустой улице: «Дом вдовы Задединой помещался посредине порядка, к нам наверх вела чердачная лестница. Пройдя темное пространство чердака, попадали в нашу комнатку с одним окном и с железной печуркой для варки пищи и для обогревания комнаты». В этом крохотном помещении, где мать работала на швейной машине «Зингер» и куда отец, который был в числе «квартирных» солдат, приносил «запах казармы, щей и каши в кастрюльках, завязанных пестрым платком», Кузьма выучился грамоте. И учил сослуживца и земляка своего отца, Петруху Кручинина. 


    Текст: Новости Красногвардейского района Санкт-Петербурга
    Фото: Библиотечная система Красногвардейского района
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3