• В петербургском «Манеже» открылась выставка «Зерцало». На ней представлены около 100 портретов русского купечества, духовенства, а также детские и семейные портреты, написанные  в период XVIII-XIX веков.

    Название «Зерцало» выбрано не случайно — это старославянское слово означающее Зеркало. Поэтомупервое, что видит зритель, оказавшись на выставке в «Манеже» – это собственное отражение в зеркале. Взгляд на себя без прикрас и условностей, задает направление для восприятия дальнейшей экспозиции.

    Представители купеческого сословия представлены на первом этаже выставки, на втором зрители увидят представителей знати и духовенства. Картины для экспозиции авторы проекта собирали по всей России. В проекте участвуют 17 музеев, среди них Третьяковская галерея, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей и Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Большинство портретов написаны неизвестными крепостными художниками. Однако среди них можно увидеть работы известных мастеров того времени -  ярославского художника Николая Мыльникова,живописца Ивана Тарханова и Ивана Некрасова.

    По словам и. о. директора «Манежа» Анны Яловой цель экспозиции показать историю русского провинциального портрета, как культурного феномена.

    «Провинциальный совершенно не означает, что он не такой важный, как светский портрет Петербурга или Москвы. Богатое провинциальное купечество тоже хотело оставить свой след в истории, себя запечатлеть. Вы увидите  много работ неизвестных авторов, потому что художниками выступали ремесленники, одаренные крепостные. Эти портреты — кладезь информации для этнографов. Люди представлялись такими, какими они были в реальной жизни. Знаки, символы, которые они передавали вместе с этими портретами, являются источником информации, по которому мы можем судить об укладе, быте, обычаях этих людей», - рассказывает Анна Ялова.

    Выставка предлагает по-новому увидеть людей той эпохи, познакомиться с их нравами, традициями сложившимися в русской провинциальной культуре. На портретах люди представлены такими какими они были в обычной жизни. При этом художники уделяли много внимания деталям. В частности мужчин в то время изображали с книгой или пером в руке. Таким образом, герой портрета хотел продемонстрировать окружающим, что он грамотный человек и умеет читать. Купчихи на портретах поражают богатством своих нарядов. И чем больше на них украшений, тем выше их благосостояние. Александр Сергеевич Пушкин о дамах того времени писал - «жемчуга огрузили шею», «жены их как в окладах, в драгоценных нарядах».

    Если присмотреться внимательно к рукам купчих, то можно увидеть золотые и серебряные кольца с драгоценными камнями на всех пальцах обеих рук. При этом, на полотнах где изображены представительницы дворянского сословия ничего подобного не наблюдается.

    Одна из картин  неизвестного художника подписана«Портрет старой женщины».  На обороте холста сохранилась надпись, о том, что «сия старуха писана на 105-м году от роду на Сысертском заводе в 1779 году».  Очень интересны портреты детишек того времени, на части картин они изображены с завитыми волосами во взрослой одежде. Видно было, что к позированию готовились долго шили костюмы и приглашали цирюльков, чтобы красиво уложить локоны.

    Выставка продлится до 4 декабря.


    Текст: Новости Красногвардейского района
    Фото: Новости Красногвардейского района
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4